5Баллов - всё для студента и школьника
 
 
 
Меню
> Главная
> Рефераты
> Сочинения
> Краткие содержания
> Готовые дом. задания
> Биографии
> Библиотека
> Шпаргалки
> Топики по английскому
> Поиск дешевых Авиабилетов
Поиск
Искать:
Где искать:
 
 

Традиционное и новаторское в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"




    Художественный строй комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" создавался на стыке литературных эпох. В "переходном" состоянии находилась русская культура в целом. На сцене господствовали принципы, выработанные эстетикой классицизма. В поэзии шло бурное развитие романтического направления. Сохраняли значение и многие идеи Просвещения, утвердившись в сознании людей в качестве неоспоримых ценностей. В "Горсотума" все эти тенденции в той или иной меры отражены.
     Автор сохранил традиционные со времен классицизма "единства" места, времени и действия (которое не выходит за пределы фамусовского особняка, начинается утром и заканчивается вечером того же дня); многим персонажам даны "говорящие" фамилии (Мол чал им, Скалозуб, Репетилов, Тугоуховские и т. д.). Речь героев часто афористична, что характерно для "высокой комедии": "Дома новы, но предрассудки стары" (Чацкий), "Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!" (Фамусов), "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь" (Молчал ин). Роли Чацкого соответствует традиционное сценическое амплуа, героя-резонера": он является выразителем авторских взглядов, носителем "положительной программы". Герой верит в силу разума и в своих пространных монологах обличает социальное зло: крепостничество, низкопоклонство, карьеризм, конформизм, преклонение перед всем иностранным.
     В то же время в Чацком узнаваемы черты героя-романтика. Он противопоставлен "толпе глупцов", стремится к высоким идеалам и часто оказывается в плену собственных иллюзий.     Грибоедов использует лучшие достижения разных литературных традиций, но прежде всего выступает в своем творении как автор-новатор. В основу сюжета комедии положен конфликт, взятый автором из современной политической и социальной действительности. Консервативно мыслящей "толпе" противопоставлен прогрессивно мыслящий, деятельный герой. Впервые в русской драматургии конфликт основан на столкновении политических позиций героев (а не их характеров или вкусов, как было прежде). "Горе от ума" стало первой русской политической комедией. Любовная интрига вплетается в более масштабную социально-политическую интригу.
     Синтез разных начал обнаруживается и в языке комедии. Грибоедов искусно передает интонации персонажей, тонкие оттенки их психологии и поведения, используя все богатство живого русского языка. В речи Скалозуба много выражений, обличающих в нем солдафона, который мерит все на свой аршин: "Мне совестно, как честный офицер", "Дистанция огромного размера". Речь Фамусова непринужденна, вырази партию в карточной игре, хвалит ее собачку.
     С Софьей Молчалии "уступчив, скромен, тих" и больше всего боится, что их роман получит огласку: "Не повредила бы нам откровенность эта". Общаясь с Чацким, он становится значительно смелее выражает, с ноткой превосходства, сочувствие собеседнику по поводу его "неуспеха" в служебных делах, советует завести знакомство со всесильной Татьяной Юрьевной ("...хоть раз бы съездить вам").
     Перед Чацким он впервые открыто проговаривается о своих жизненных принципах: "...частенько там / Мы покровительство находим, где не метим", "Ведь надобно ж зависеть от других".
     В отношениях с Лизой Молчалин сбрасывает маску "услужника". Он настойчиво добивается ее благосклонности, пытается прельстить девушку подарками, подчеркивает свое пренебрежительное отношение к Софье:" Пойдем делить любовь плачевной нашей крали..." Именно перед Лизой Молчалин обнажает душу, излагая свою "философию успеха":
     Мне завещал отец:
     Во-первых, угождать всем людям без изъять -
     Хозяину, где доведется жить,
     Начальнику, с кем буду я служить,
     Слуге его" который чистит платья,
     Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
     Собаке дворника, чтоб ласкова была.
     За личными качествами Молчали на, за его убогой жизненной философией проступают "прошедшего житья подлейшие черты". В фамусовском мире карьерных "исканий" рецепт Максима Петровича ("Упал он больно, встал здорово") не устарел - Чацкий ошибается, полагая, что раболепство и карьеризм остались в "веке минувшем".
     Молчалин ходит как на службу на свидания с Софьей ("..дочь такого человека!"), Фамусов заискивает перед Скалозубом (блестящая партия для дочери!), Тугоуховские готовы ради дочерей "таскаться на поклон" к первому встречному.
     Всесильные Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, "княгиня Марья Алексевна" всегда будут нуждаться в своих молчал иных, готовых "жертвовать затылком" ради заветной цели - выбиться в люди "и пить, и есть иначе".
     В комедии "Горе от ума" проблема выбора между человеческим достоинством и жизненным успехом поставлена с предельной остротой. Впоследствии русские писатели (Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Булгаков и другие) не раз будут возвращаться к этой теме, сохраняющей актуальность и в наши дни.
    

Смотрите также:

Биография этого писателя
Произведения этого писателя
Краткие содержания по произведениям этого писателя
 
 
 
 
 
 
Rambler's Top100
Rambler's Top100
 
Copyright © 2003-2013 Sintez. Все права защищены.