5Баллов - всё для студента и школьника
 
 
 
Меню
> Главная
> Рефераты
> Сочинения
> Краткие содержания
> Готовые дом. задания
> Биографии
> Библиотека
> Шпаргалки
> Топики по английскому
> Поиск дешевых Авиабилетов
Поиск
Искать:
Где искать:
 
 

"Безумный по всему..." (Образ Чацкого)




    В благоустроенный покой фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его бурные чувства, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь. В доме, где все построено на притворстве и обмане, где дочь прячет свои отношения с Молчал иным от отца, а отец свои "шалости" с Лизой от дочери, искренность Чацкого "незваная гостья". В доме, где смиренное безмолвие Молчалина почитается добродетелью, красноречие Чацкого выглядит дерзким. В доме, где все расписано по календарю, порывистость Чацкого сулит ему лишь неприятные неожиданности.
     В обществе, "где тот и славится, чья чаще гнулась шея", независимость Чацкого делает его "опасным человеком". Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий "властей не признает", так же как не признает чинов и богатства "отцов отечества", которые "грабительством богаты".
     И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его "дичатся, как чужого". Но зачем он здесь? Зачем он терпит холодность Софьи, ее колкости, поучения и сожаления Фамусова, спесь и остроты Скалозуба? Ведь Чацкий знает, что "к свободной жизни их вражда непримирима". Он почти предсказывает свою судьбу в монологе II действия:     Теперь пускай из нас один,
     Из молодых людей, найдется — враг исканий,
     Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
     В науки он вперит ум, алчущий познаний;
     Или в душе его сам Бог возбудит жар
     К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
     Они тотчас: разбой! пожар!
     И прослывет у них мечтателем! опасным!
     Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: "Служить бы рад, прислуживаться тошно"; "Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары". Эти отточенные реплики Чацкого как бы очерчивают границу между ним и "веком минувшим", но не отжившим еще, не умершим.
     Что же заставляет Чацкого самого переступить эту границу, посещать дом, где ему не рады? Любовь к Софье. Чацкий — человек пылких, но не быстротечных чувств. Уехавши влюбленным, он возвращается с чувствами, усиленными разлукой. Его признания трепетны и стремительны, и он пытается отбросить все очевидные возражения. У Чацкого, по его собственному признанию, "ум с сердцем не в ладу".
     И здесь Чацкий прав: ум подсказывает ему необходимость разрыва с домом Фамусова, а сердце не может отказаться от любви. И потому Чацкий, уже слыша, как Софья защищает Молчалина, уже видя, как волнует Софью его падение с лошади, все-таки хочет еще и еще раз убедиться в обратном тому, что он видит.
     Однако не только чувства, которые "надежду придают", но и благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Чацкий не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. А может быть, Молчалив имеет скрытые достоинства?
     Искренняя, грустная и взволнованная интонация Чацкого в диалоге с Софьей сталкивается с ее ироническими холодными словами (и в самой односложности ее ответов видно равнодушие, желание уйти от разговора).
     Но почему же Софья чуть погодя переходит к откровенности,
     пусть очень осторожной, но искренней? Ее, вероятно, вынуждает к этому горестный порыв Чацкого:
     И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть, а ей смешно.
     Тогда-то Софья и отважилась сказать "истины два слова". Оказывается, что прежде всего ее отталкивает "особенностей бездна", его непохожесть на других. Это признание удивляет Чацкого, удивляет настолько, что он забывает об осторожности:
     Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например...
     И стоило прозвучать этому имени в устах Чацкого, как Софья опять замкнулась, захотела перевести разговор. Чацкий ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах сближением Молчалина с Софьей. И поэтому он чувствует себя на грани катастрофы. Чацкий первый произносит слова о сумасшествии!
     Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
     Чтоб равнодушнее мне понести утрату...
     Мне дайте убедиться в том: потом
     От сумасшествия могу я остеречься;
     Пущусь подалее простыть, охолодеть,
     Не думать о любви...
     Итак, любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни. Софья про себя в ответ на это искреннее признание Чацкого замечает: "Вот нехотя с ума свела!" Однако, желая образумить Чацкого, она перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: "Шалит, она его не любит". И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин "безмолвием обезоружит" Фамусова, "от старичков не ступит за порог... с ними целый день засядет, рад не рад, играет...". И в конце разговора поэтому любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого "загадкой".
     Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, "какою ворожбой умел к ней в сердце влезть" этот услужливый человек, который "всегда на цыпочках и не богат словами". Однако под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте "умеренность и аккуратность", и далее: "ведь надобно ж зависеть от других".
     Грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему "пути спасения". Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким ("Слыхал, что вздорная", "Пустяший человек из самых бестолковых") и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к "почестям и знатности", свою программу независимости, свободы и искренности: "Зачем же мнения чужие только святы?", "Я глупостей не чтец", "Когда в делах — я от веселья прячусь, когда дурачиться — дурачусь".
     В этом столкновении с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой, ее идолами: Татьяной Юрьевной, Фомой Фомичом...
     Но Чацкий пока озабочен загадками любви, и откровенность Молчалина заставляет его сделать вывод, обратный реальному:
     С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
     Софья раздражена: Чацкий в мимолетной встрече с ней на бале успел оскорбить Молчалина, сказав даже: "В нем Загорецкий не умрет!.." Софья пыталась остановить эту ироническую тираду, боясь, как бы слова Чацкого не были услышаны и разнесены любопытствующими и скучающими гостями на бале в их доме. Но Чацкого остановить нельзя. Теперь, после разговора с Молчалиным, он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать, хотя она не хочет знать истины. Гнев Софьи обращается на Чацкого:
     Ах! Этот человек всегда
     Причиной мне ужасного расстройства!
     Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!
     А в разговоре с господином N она невольно роняет: "Он не в своем уме". Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Обмолвившись случайно, Софья сначала испугалась своего признанья: "Не то, чтобы совсем", — "помолчавши", говорит она потрясенному скандальной новостью. Но видя, что "готов он верить", Софья "смотрит на него пристально" и подтверждает свои как будто случайно вырвавшиеся слова. Ее предательство — обдуманная месть:
     А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?
     И слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. Но радостнее всех принимает эту весть Фамусов:
     О чем? О Чацком, что ли?
     Чего сомнительно? Я первый, я открыл!
     Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
     Но вот уже о сумасшествии Чацкого всем известно. Сообщать больше некому, удивить этим уже нельзя, да и все убеждены твердо: "Безумный по всему". Тогда начинается обсуждение того, почему Чацкий "в его лета с ума спрыгнул". Фамусов указывает на наследственность:
     По матери пошел: по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз.
     Хлестова начинает мотив, оказавшийся близким всем:
     Чай, пил не по летам... Шампанское стаканами тянул.
     Ее поддерживают: Бутылками-с, и пребольшими. Нет-с, бочками сороковыми.
     Но очень скоро такая причина показалась слишком невинной. И вслед за смешными пересудами выявляется главная причина:
     Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
     Что нынче, пуще, чем когда,
     Безумных развелось людей, и дел, и мнений —
     так Фамусов доводит раздражение, которое томило всех, до полной откровенности.
     Появление Чацкого приводит всех в трепет. Клеветники сами испугались своей выдумки. Это особенно нелепо потому, что Чацкий подавлен всем, что он видел и слышал:
     Да, мочи нет, мильон терзаний,
     Груди от дружеских тисков,
     Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
     А пуще голове от всяких пустяков.
     (Подходит к Софии.)
     Душа здесь у меня каким-то горем сжата, И в многолюдстве я потерян, сам не свой. Нет! Недоволен я Москвой.
     Чацкий возмущен духом "пустого, рабского, слепого подражанья", и этот монолог — единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных. Чацкий занят этими серьезными вещами настолько, что не замечает, что его объявили сумасшедшим.
     В конце III действия Грибоедов ремаркой подчеркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: "Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам".
     Это уже итог. Чацкий еще долго в сенях фамусовского дома будет прощаться с прошлым, слушать вздор Репетилова, отрезвится позором Софьи, но путь — "Вон из Москвы!" — указан ему уже здесь.
    

Смотрите также:

Биография этого писателя
Произведения этого писателя
Краткие содержания по произведениям этого писателя
 
 
 
 
 
 
Rambler's Top100
Rambler's Top100
 
Copyright © 2003-2013 Sintez. Все права защищены.